|
Социальный педагог
Социальный педагог Содержание работы. Социальный педагог: поддерживает, обнадеживает и стимулирует людей, взаимо-действующих с ребенком на развитие их способностей, знаний, умений. Цель: организация профилактической, социально-значимой дея¬тельности детей и взрослых в социуме и работы по укреплению и развитию семьи как незаменимого социального института форми¬рования личности. Задачи: 1. Создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей и задатков личности. 2. Поддержание и стимулирование людей на развитие их способностей, знаний и умений. 3. Обеспечение превентивной профилактики различного рода негативных явлений. 4. Обеспечение педагогического компонента в общей межве¬домственной системе социальных служб. Функции: 1. Диагностическая (изучает медико-психологические и возраст¬ные особенности человека, особенности микросоциума, в котором он живет, позитивные и негативные влияния этого микросоциума на человека). 2. Образовательно-воспитательная (обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых). 3. Организационно-коммуникативная (налаживает взаимодейст¬вие между различными службами в их социальной работе с детьми и семьями). 4. Прогностическая (предупредительно-профилактическая, со¬циально-терапевтическая). Организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся. 5. Охранно-защитная (обеспечивает защиту прав патронируемых детей и взрослых). 6. Организаторская. Социотерапия - работа с внешними усло¬виями, вызывающими неблагополучие личности. Перечень должностных обязанностей социального педагога в МОУ СОШ Нижнехалбинского сельского поселения К обязанностям социального педагога относятся: — способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей — с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; — умение влиять на общение, отношения Между людьми, на ситуацию в микросоциуме; — умение работать в условиях неформального общения, оставаясь «за спиной», в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной позиции; —защита интересов детей, оказание им помощи, посредничество между личностью и коллективом, семьей, средой, органами власти, специалистами, выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказание им необходимой помощи; — изучение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности, разработка программы и организация работы по одному из направлений: - образовательному, - воспитательно-профилактическому; - спортивно-оздоровительному, - технического или художественного творчества; — изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, предупреждение конфликтных ситуаций и отклонений в поведении; — принятие мер по созданию безопасной и комфортной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья детей, профилактике детского бытового и дорожно-транспортного травматизма, пропаганда здорового образа жизни; — оказание помощи родителям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния, выявление семей социального риска; — взаимодействие с педагогическими и медицинскими работниками, специалистами социальных служб, органами опеки и попечительства, службами занятости, правоохранительными органами; — участие в методической работе, систематическое повышение квалификации и профессионализма. Деятельность социального педагога Социально-экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы молодежи, требуют пристального внимания. Потому в общеобразовательных школах появился социальный педагог, на плечи которого легло много сложных проблем. Перед ним стоят задачи: - создание и развитие социально-педагогической базы для воспи¬тания и развития детей по месту проживания семей; - оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педа¬гогическом изучении детей; - организация коррекционной работы с детьми, входящими в группу риска; - организация досуга; - вовлечение в деятельность школы шефов и т.д. Направления работы социального педагога: - работа с детьми «группы риска»; - профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения; - профилактика бродяжничества; - работа с детьми-сиротами; - работа с детьми, находящимися под опекой; -работа с неполными семьями; - работа с детьми, родители которых алкоголики; - работа с детьми-активистами; - работа с детьми-инвалидами и т.д. Принципы социальной работы 1. Личностный подход к ребенку. 2. Оптимистическая вера в ребенка. 3. Объективный подход к ребенку. 4. Коммуникативность. Социальные роли 1. Посредник. 2. Защитник. 3. Организатор и др. Профессиональные обязанности 1. Профилактика негативных явлений в социуме. 2. Профилактика отклонений в поведении людей, в их общении. 3. Оказание конкретной помощи. 4. Посредничество между личностью, обществом и государственными структурами. Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами 1. Алкоголизм. 2.Наркомания. 3.Табакокурение. 4.Социальная депрессия. 5 .Бродяжничество. 6. Безработица. 7. Инвалидность. 8.Вынужденная миграция. 9.Стхийные бедствия. 10. Душевные потрясения. 11 Социальная дезадаптация. Функции социального педагога 1. Диагностическая. 2. Прогностическая и экспертная. 3. Организаторская. 4. Организационно-коммуникативная. 5. Посредническая. 6. Образовательно-воспитательная. 7. Социально-защитная. Права и обязанности социального педагога. В своей профессиональной деятельности соци¬альный педагог обязан: 1. Руководствоваться Законом "Об образова¬нии", Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами. 2. Вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся. 3. Совместно с администрацией выделять при¬оритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального пе¬дагога. 4. Препятствовать принятию решений, ущемля¬ющих права воспитанников. 5. Рассматривать вопросы и принимать реше¬ния строго в границах своей компетенции. 6. Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном уч¬реждении, в семье, представлять и защищать инте¬ресы школьников в органах законодательной и ис-полнительной власти. 7. Планировать и вести регистрацию выполнен¬ной работы. С соблюдением сроков и форм отчетнос¬ти докладывать о результатах своей работы. Социальный педагог имеет право: 8. Требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для ус¬пешного выполнения профессиональных обязаннос¬тей. 9. Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся. 10. Собирать информацию, связанную с изуче¬нием интересов детей и подростков. 11. Проводить социологические опросы, диаг¬ностические обследования условий жизни детей. 12. Делать официальные запросы в государствен¬ные и общественные организации по поводу создания условий и решения личных проблем несовершенно¬летних. 4. Организационные вопросы деятельности социального педагога Социальный педагог является равноправным чле¬ном педагогического коллектива. Он принимает уча¬стие в работе педагогических советов и методичес¬ких объединений. Социальному педагогу выделяется отдельное по¬мещение. Он обеспечивается канцелярскими товара¬ми, сейфами для хранения личных дел, оргтехни¬кой. Учитывая специфический характер социально-пе¬дагогической деятельности, режим работы социаль¬ного педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждает¬ся руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затрачен¬ное вне учреждения образования на выполнение сво¬их служебных обязанностей. Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной за¬щиты решаются в соответствии с действующими за¬коноположениями для учреждения образования. Формы деятельности социального педагога. № п/п Формы работы Ответственный Ожидаемый результат Формы работы с родителями 1. Родительские собрания, круглые столы, Директор МОУ СОШ, ЗВР, социальный педагог Информирование родителей, анализ обучения учащихся, выработка совместных решений 2. Индивидуальные консультации для родителей Социальный педагог, кл. рук-ли Коррекция детско-родительских отношений, разрешение конфликтов, помощь родителям в воспитании детей 3. Открытые уроки ЗУР, учителя-предметники Наблюдение за детьми во время учебного процесса 4. Родительские лектории ЗВР, социальный педагог Оказание педагогической и методической помощи родителям, информирование родителей 5. Социальный патронаж семей Социальный педагог, кл. рук-ли Исследование условий жизни учащихся 6. Диагностирование, анкетирование родителей Социальный педагог, кл. рук-ли Выявление и помощь в решении проблем в воспитании детей 7. «День открытых дверей» Директор, ЗУР, ЗВР Экскурсии по школе, наблюдение за детьми во время учебного процесса, родительские собрания, мини-конференция, концертная программа для родителей Формы работы с педагогами 1. Методическая работа по составлению характеристик, планов работы с учащимися «группы риска» Социальный педагог, ЗВР План работы с детьми «группы риска» 2. Методические разработки Социальный педагог Методики по диагностике учащихся, памятки для учителей 3. МО классных руководителей ЗВР Оказание различной помощи пор сопровождению детей 4. Посещение опекаемых детей и детей из социально-неблагополучных семей Социальный педагог, кл. рук-ли Акты обследования ЖБУ, контроль условий жизни уч-ся 5. Педагогические консилиумы ЗУР, ЗВР Решение проблем, оказание помощи учащимся и их родителям 6. Заседания Совета профилактики Директор МОУ СОШ, социальный педагог Координация усилий по профилактике девиации детей Формы работы с детьми 1. Индивидуальные беседы Социальный педагог, кл. рук-ли Выявление причин, негативно влияющих на поведение ребенка 2. Вовлечение детей в кружки, секции, общешкольные и классные мероприятия Кл. рук-ли, социальные педагог Занятость детей во внеурочное время 3. Проведение социальных уроков на правовую тематику, по нравственному воспитанию и по здоровому образу жизни Социальный педагог Профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании, и т.п. 4. Профориентационная работа с уч-ся 9 класса Социальный педагог Помощь в дальнейшем определении образовательного маршрута 5. Проведение акций, операций («Помоги собраться в школу», «Подросток», «Гарантии права на общее образование - каждому подростку» и т.д.) ЗВР, социальный педагог Помощь детям из социально-незащищенных семей, занятость детей, профилактика негативных явлений общества 6. Проведение мероприятий Походы Игра «Зарница» «Мама, папа, я – спортивная семья» Учитель физкультуры Занятость детей, укрепление связей «семья - школа», пропаганда здорового образа жизни 7. Проведение диагностик, анкетирований Социальный педагог, кл. рук-ли Выявление причин, негативно влияющих на успеваемость, посещаемость уроков и поведение, социально-психологическая помощь ребенку 8. Занятия в материнской школе «Исток» (автор: М. Коркина)Социальный педагог Подготовка девочки–подростка к главной миссии – быть матерью 9. Занятия в кружке для детей «группы риска» «Сотворим-ка».Социальный педагог Занятость детей группы «Риск» во внеурочное время; развитие умений и навыков художественно-творческой деятельности; творческая самореализация детей группы «Риск». Циклограмма работы социального педагога. День недели Недели месяца 1 2 3 4 ПН Планерка – 8.30. День индивидуальной работы с учащимися Индивидуальные беседы с учащимися, стоящими на ВШК, опекаемыми детьми Контроль посещаемости детей группы «Риск» уроков. Контроль опозданий детей группы «Риск» Собеседования с детьми группы «Риск» по замечаниям (информационная таблица контроля) Посещение учащихся на дому, выявление причин и помощь в устранении причин, негативно влияющие на успеваемость и посещаемость ученика. ВТ День общения с родителями Индивидуальные встречи. Беседы, консультации по вопросам воспитания детей. Посещение семей, рейды в неблагополучные семьи, семьи с подопечными детьми. Проведение диагностик. СР Профилактический день Собеседование с учащимися, стоящими на ВШК Совет профилактики Индивидуальные беседы Социальные уроки по правовой тематике, нравственному воспитанию, по здоровому образу жизни ЧТ Методический день Работа с документацией Работа с организациями, общественностью, родительским Советом, Советом старейшин ПТ День работы с администрацией школы, классными руководителями и учителями школы Рейды в проблемные семьи, участие в педсоветах. Консультации, индивидуальные беседы, посещение уроков СБ День мероприятий (один раз в месяц) |
Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|