Окружающий мир
Программа А.А. Плешаков
3 класс (журнал «Начальная школа» № 12 2008г. с.54)
- Подчеркните правильный ответ.
1. к живой природе относятся:
А) солнце, вода, полезные ископаемые;
Б) человек, животные, растения, грибы, микробы;
В)всё, что сделано руками человека.
2. Все редкие животные и растения занесены в:
А) в Красную книгу;
Б) в Редкую книгу;
3. Участок земли, где вся природа неприкосновенна, -это:
А) поле;
Б) заповедник;
В) охраняемая зона
4. Что мы имеем в виду, когда говорим: тепло, холодно, потеплело, похолодало?
А) времена года;
Б) температура воздуха;
В) нужно одеться теплее
5. Найди свойство, которое не соответствует воздуху:
А) при нагревании расширяется;
Б) хорошо проводит тепло;
В) бесцветный;
Г) не имеет запаха
6. Вода при превращении в лёд:
А) сжимается;
Б) испаряется;
В) расширяется
7. Гранит, песок, глина, уголь, нефть, природный газ, железная руда – это:
А) полезные ископаемые,
Б) строительные материалы,
8. Главное свойство почвы:
А) плодородие;
Б) влажность;
Г)неиссякаемость
9. Найди ошибку. Органы растения:
А) цветок;
Б) лист;
В) туловище
10. Выбери из групп растений те, у которых есть все известные органы:
А) цветковые;
Б) папоротники;
В) водоросли
11. часть жизни они проводят на земле, а часть в воде:
А) рыбы;
Б) земноводные;
В) пресмыкающиеся.
12. Животные, тело которых покрыто шерстью:
А) звери;
Б) пресмыкающиеся;
В) птицы
13. Животные, которым нужна растительная пища, называются:
А) хищниками,
Б) растительноядными;
В) насекомоядными
14. Выращивание культурных растений – это:
А) растениеводство;
Б) огородничество;
В) животноводство
15. Строение тела человека изучает:
А) зоология;
Б) ботаника;
В) анатомия
16. Обоняние – это способность человека чувствовать:
А) прикосновения;
Б) запах;
В) вкус
17. Осязание – это способность человека чувствовать:
А) прикосновения;
Б) вкус;
В) запах
18. Чтобы выработать правильную осанку надо:
А) следить за тем, как ты сидишь;
Б) подольше отдыхать, спать;
В) заниматься физическим трудом, спортом.
19. особая чувствительность к вещам называется:
А) инфекцией;
Б) аллергией;
В) отравлением.
Гимнастика для глаз.
-Сегодня мы будем говорить о важном органе человека. Каком? Отгадайте!
Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят. (глаза).
-Благодаря зрению мы получаем информацию об окружающем мире. Наш глаз похож на фотоаппарат, вернее фотоаппарат похож на глаз, так как сделан по его образцу. Лежит глаз в ямочке, как в норке, называется она глазницей. Форма глаза
круглая, как яблоко, поэтому говорят глазное яблоко. Чёрный кружок в центре глаза- зрачок. Мы говорим видеть, а в старину говорили зрить. От этого слова произошло название зрачок. Зрачок чёрного цвета. Цветное колечко вокруг зрачка называется радужкой (радужной оболочкой)
-Как вы думаете, почему? (Название произошло от слова радуга). От неё зависит цвет наших глаз.
-Каким бывает цвет глаз?
-Посмотрите в глаза друг другу. Какие они разные и красивые.
-А как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? ( Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые). А ещё глаза называют зеркалом души.
-Почему? ( они отображают состояние человека).
Ученик: Я видел разными твои глаза:
Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день,
Когда они темны, как ночи тень…
-А когда нам очень плохо или когда мы режем лук, что происходит с глазами? (Из глаз текут слёзы).
-Для чего нужны слёзы? (Чтобы наши глаза работали нормально, оболочка была чистой
и влажной.)
-Попробуйте, не мигая, долго смотреть в глаза друг другу. Не получается, да? Мы мигаем
каждые шесть секунд. И каждый раз при этом глаз омывается слезой. Получается, что в среднем в течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.
-А если в глаз попадёт соринка, что происходит? (Текут слёзы).
-Слёзы текут , чтобы вымыть соринку из глаза.
Зарядка для глаз.
-Наши глаза надёжно защищают веки, брови, ресницы. Но есть немало опасностей для глаз- травмы и микробы. Очень важна для глаз чистота. Умываясь, нужно тщательно промывать их, но тереть сильно нельзя. А если в глаза попадёт ресничка, что вы будете делать? ( Надо быстро вытащить. Оболочка глаза очень нежная, а соринка или ресничка
могут натереть глаз, он воспалится, покраснеет, будет болеть).
-Как вытащить соринку или ресничку из глаза?( Сначала попробовать промыть глаз чистой водой. Если не поможет, взрослые осторожно вытащат соринку мокрой марлей.
Если и это не поможет, нужно обратиться к врачу.)
Игра « Полезно – вредно».
Ответьте – да, нет.
-читать лёжа;
-смотреть на яркий свет;
-смотреть близко телевизор;
-оберегать глаза от ушибов;
-при письме низко не наклоняться;
-тереть глаза грязными руками;
-читать при хорошем освещении;
-промывать глаза по утрам;
-делать гимнастику для глаз;
-носить тёмные очки.
-Носить тёмные очки вредно. Глазам нужен солнечный свет, тогда они будут хорошо видеть при любом освещении. Пользуйтесь каждым удобным случаем, чтобы глаза видели солнце.
-Повернитесь к окну, сядьте прямо, закройте глаза, расслабьтесь и тихо посидите.
Звучит мелодичная музыка.
-А если зрение стало падать? Что делать?
Надо:
-надеть правильно подобранные очки;
-очки не класть стеклом вниз;
-регулярно промывать очки водой с мылом;
-снимать очки во время занятий спортом;
-чаще делать гимнастику для глаз.
-Хорошее зрение нужно не только людям, но и животным.
-Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? ( Самое зоркое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из облаков высматривает добычу. А ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орёл, и в темноте видит плохо. Поэтому для профилактики и коррекции нарушения зрения следует использовать профилактические упражнения и игры.
Гимнастика для глаз.
- Зажмурить глаза. Открыть глаза. (повторить 5 раз).
- Круговые движения глазами. Головой не вращать. (повторить 10 раз).
- Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо. (повторить 2-3 раза).
- Смотреть на какой-либо предмет, находящийся прямо перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета. ( повторить 2-3 раза).
- Смотреть в окно вдаль в течение одной минуты.
- Поморгать 10-15 секунд. Отдохнуть, закрыв глаза.
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. ( повторить 6-8 раз).
- Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии ( чтение, письмо) смотреть перед собой 2-3 секунды. Потом держа перед собой указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 секунд. Опустить руку. (повторить 10-15 раз)
- Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии30см, смотреть на конец пальца 3-5 секунд. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. (.Повторить то же самое 5-6 раз).
- –Глазки, глазки, где вы были?
-В гости к зайчикам ходили.
Мы увидели зайчат, стали быстро догонять.
Влево-вправо, влево-вправо,
Влево кругом ходят глазки друг за другом.
Вправо-влево, вправо-влево,
Побежали глазки смело.
Снизу вверх, а сверху вниз-
Опустились на карниз.
А потом восьмёрки пишем:
Кто подальше, кто повыше?
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
Повторим ещё раз
И рукой закроем глаз.
На нос посмотрим, потом вдаль.
Как ленивых деток жаль:
Играть с нами не хотели-
У них глазки заболели.
Разминка для рук.
- Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.
- С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.
- Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.
- Выпрямить пальцы. Одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги.
- Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.
- Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.
Все упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторить 10-15 раз.
- -Пальчик, пальчик, где ты был?
-С братцем Васей щи варил.
А потом с ним кашу ел,
А потом с ним песни пел,
А потом гулять пошёл
И копеечку нашёл.